А есть ли среди нас любители пеших экспедиций))?

Аватара пользователя
StasR
Специалист
Сообщения: 1454
Зарегистрирован: 16 ноя 2009, 23:54
Модель: Просто почитать
Откуда: Московская обл. Зарайский р-н
Контактная информация:

Re: А есть ли среди нас любители пеших экспедиций))?

Сообщение StasR »

У нас в семье тоже небольшой "музей" палаток. Не помню их название, но каждая имеет свои достоинства и недостатки. На фото слева направо:
Слева: Двухместная (т.н."польская" 80х годов) - льняная, верх брезент. Быстро ставится, небольшой вес, хорошо проветривается. Недостатки: нет тамбура, в мокром виде вес увеличивается в два раза.
В центре: Трехместная (фирму забыл "Аникс" или "Аликс" :?: надо помотреть), на трёх дугах с одним тамбуром, два выхода. Легкая, устойчивая. Но при ветре сложно устанавливать и в ней душно, утром просыпаешься "мокрым".
Справа: Четырёхместная ("польская" 70х годов) - х/б, верх брезент. Тяжелая около 8-10ти кг. Ставить и сворачивать можно только вдвоём. В мокром виде "неподъёмная". Достоинства: Просторный и высокий тамбур, хорошо проветривается и "дышит". Для пеших походов не пригодна, но в комплекте с машиной хороша.
Изображение
Внедорожники: ШНива - Пузотёр, Нива - мелкий хомнолаз, минитрактор - недодел.
Чем могу, помогу в пределах Зарайского р-на 8 9ОЗ 257 8З 11
Аватара пользователя
Герман
Философ
Сообщения: 4775
Зарегистрирован: 17 фев 2008, 14:17
Модель: Просто почитать
Откуда: Москва

Re: А есть ли среди нас любители пеших экспедиций))?

Сообщение Герман »

StasR писал(а):В центре: Трехместная (фирму забыл "Аникс" или "Аликс" :?: надо помотреть), на трёх дугах с одним тамбуром, два выхода. Легкая, устойчивая. Но при ветре сложно устанавливать и в ней душно, утром просыпаешься "мокрым".

конечно душно - она как парник работает - пропускает солнечные лучи - это хорошо заметно в холодную солнечную погоду - я до обеда люблю поспать, стараюсь ставить палатку с расчетом где тень будет от восхода до обеда - и если погода теплая то форточек на тенте для вентиляции не хватает - надо после рассвета, как роса упала, открытыми один или оба входа на тенте держать
Кочегар НЛО
Эксперт
Сообщения: 1794
Зарегистрирован: 22 апр 2008, 11:06
Модель: ГАЗ-66-01
Откуда: Ленинградская Обл

Re: А есть ли среди нас любители пеших экспедиций))?

Сообщение Кочегар НЛО »

Как только надоело таскать палатки по 3-5 кг , я купил в ленте китайскую палатку за 200 рублей, дома на машинке прошил все швы капроновыми нитками и прикупил тент за 300 рулей 3х5 м для одного по лесам хватает , да и под кустом спрятать не жалко. :D
Andrey Dobrynin
Новенький
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 07 апр 2010, 17:38
Модель: IFA
Откуда: п. Борок Ярославской обл.

Re: А есть ли среди нас любители пеших экспедиций))?

Сообщение Andrey Dobrynin »

comandor, есть конкретное предложение. В 2011 году я собираюсь пересечь плато Путорана пешком с востока на запад (начальная точка - п. Ессей, конечная - турбаза на оз. Лама). Дело серьёзное. Длина маршрута 825 км, продолжительность - 2 месяца (ходовых дней - 44, остальное - днёвки), с заездами-выездами 65-75 дней (зависит от вида транспорта). Забросок вертолётом не потребуется. Автономность полная (не хочу пугать, но подумайте начёт рисков). Маршрут проложен большей частью по долинам рек (там есть рыба, дичь, дрова). По питанию: с собой из расчета на 20 дней - в основном крупы, соль - (больше не получается, т.к. вес рюкзаков переваливает за 35 кг и теряется скорость), остальное - на месте. Я общался с побывавшими там людьми - с рыбалкой проблем нет, иногда даже приходится вводить ограничения на вылов рыбы; с охотой похуже, но тоже хватает - на 1-2 куропатки в день расчитывать можно. С собой будут спининг, небольшая сеть, мелкашка. Цена всех билетов (считается от Москвы) туда и обратно около 60 тыс. рублей по состоянию на конец 2009 г. Цель пройти этот маршрут появилась в конце 2008 г., с тех пор занимаюсь подготовкой (во всех смыслах). Так что у меня не намерение, а конкретный план, поход состоится точно.
С проработкой у меня всё нормально, а вот с напарниками - беда. У кого есть время - у тех нет денег на это мероприятие, а у кого есть деньги - у тех нет времени :) . Наткнулся на Ваш пост как раз в поисках желающих :D .
Мне 32 года, я гидробиолог (не будет проблем при прохождении через территорию заповедника), всю жизнь таскаюсь по экспедициям.
P.S. Этим летом (в июне-июле) пойду на 2-3 недели проверять себя и снаряжение в Карелию (в Хибины не хочу - был там в 2004 г., народу не протолкнуться).
Если есть интерес, пишите на ad@ibiw.yaroslavl.ru, пообщаемся, вышлю более подробную информацию.
Вложения
Схема маршрута
Схема маршрута
Аватара пользователя
comandor
ГУРУ
Сообщения: 3513
Зарегистрирован: 17 мар 2005, 11:27
Модель: ГАЗ-66-01
Откуда: Смоленск
Контактная информация:

Re: А есть ли среди нас любители пеших экспедиций))?

Сообщение comandor »

Спасибо за предложение! Я самым серьёзным образом обдумаю его. Последние пару лет вынашиваю планы мотопоездки Смоленск-БАМ-Якутия-Чукотка-Владивосток-Смоленск. Все мысли об этом. Запланировано путешествие на лето 2011г. Придётся ломать план. Но я понимаю, что пешая экспедиция на Путорана для меня дело трудноосуществимое самостоятельно из-за многих нюансов. Мотопроект осуществить мне самому гораздо легче - более понятней всё. И можно подвинуться по времени.
Надо мне это переварить. Позже откликнусь.
www.sever66.ru
8 92О 3IО 22 22 есть WhatsApp
Переоборудование автомобилей.
Не пишите в личку, пишите только в WhatsApp .
Аватара пользователя
comandor
ГУРУ
Сообщения: 3513
Зарегистрирован: 17 мар 2005, 11:27
Модель: ГАЗ-66-01
Откуда: Смоленск
Контактная информация:

Re: А есть ли среди нас любители пеших экспедиций))?

Сообщение comandor »

но один момент сильно удивил - а как по лету можно без авиазаброски добраться к месту старта - посёлку и озеру Ессей?
Отписал на мыло.
www.sever66.ru
8 92О 3IО 22 22 есть WhatsApp
Переоборудование автомобилей.
Не пишите в личку, пишите только в WhatsApp .
Аватара пользователя
Оглашенный
Специалист
Сообщения: 511
Зарегистрирован: 11 июл 2008, 14:21
Модель: STAR
Откуда: Салехард

Re: А есть ли среди нас любители пеших экспедиций))?

Сообщение Оглашенный »

Andrey Dobrynin, идея отличная, только в качестве тренировки лучше выбрать Полярный Урал - это название станции. 2 суток от Москвы и движение можно начинать сразу от станционных путей, здесь же и заканчивать. Правда в 2 недели на уложишься, но 2 недели для такой экспедиции это не тренировка в любом случае, надо не менее 3-х.
Карелия это комфортная тайга, а Путорана - суровая лесотундра с резко континентальным климатом. Условия на Полярном Урале гораздо ближе к Путорана, чем Карелия. Только влажность выше.
Вложения
Граница Европа-Азия знак на ст. Полярный Урал. Такая погода стояла весь июль 2006г
Граница Европа-Азия знак на ст. Полярный Урал. Такая погода стояла весь июль 2006г
Огласит их словом истины
Andrey Dobrynin
Новенький
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 07 апр 2010, 17:38
Модель: IFA
Откуда: п. Борок Ярославской обл.

Re: А есть ли среди нас любители пеших экспедиций))?

Сообщение Andrey Dobrynin »

comandor писал(а):но один момент сильно удивил - а как по лету можно без авиазаброски добраться к месту старта - посёлку и озеру Ессей?
Отписал на мыло.

Я говорил о заказанных вертолётах, а не об авиатранспорте вообще. До Ессея есть рейсовое авиасообщение. Ну да Вы уже знаете, отписал на мыло
Оглашенный писал(а):Andrey Dobrynin, идея отличная, только в качестве тренировки лучше выбрать Полярный Урал - это название станции.

Спасибо за поддержку. Согласен полностью, просто я не указал, что меня ещё в августе берут в качестве (даже не знаю как сказать) "горнотаёжника"? "инструктора по экстриму и технике безопасности"? на Алтай в августе. Просто не я организую этот поход, поэтому и людей туда на тренировку мне звать затруднительно. Вот там по горам недели 3 и побегаем. Конечно, Алтай - это тоже не Путорана и Полярный Урал в любом случае подошёл бы больше, но уж чем богаты тем и рады.
Аватара пользователя
comandor
ГУРУ
Сообщения: 3513
Зарегистрирован: 17 мар 2005, 11:27
Модель: ГАЗ-66-01
Откуда: Смоленск
Контактная информация:

Re: А есть ли среди нас любители пеших экспедиций))?

Сообщение comandor »

Если будет выбор - побывайте на плато Укок. Сильное место.
www.sever66.ru
8 92О 3IО 22 22 есть WhatsApp
Переоборудование автомобилей.
Не пишите в личку, пишите только в WhatsApp .
Аватара пользователя
Оглашенный
Специалист
Сообщения: 511
Зарегистрирован: 11 июл 2008, 14:21
Модель: STAR
Откуда: Салехард

Re: А есть ли среди нас любители пеших экспедиций))?

Сообщение Оглашенный »

Информация для comandorа
Здесь http://www.snowmobile.ru/forum/viewtopi ... 60&t=33589 описание зимнего путешествия на снегоходах по плато Путорана.
Но там есть фотография записки людей (отец и сын) ходивших в прошлом году пешку по плато. На фото можно прочесть маршрут и телефоны этих людей.
Вложения
здесь были туристы из Москвы, отец и сын Витковы..jpg
Огласит их словом истины
Аватара пользователя
Оглашенный
Специалист
Сообщения: 511
Зарегистрирован: 11 июл 2008, 14:21
Модель: STAR
Откуда: Салехард

Re: А есть ли среди нас любители пеших экспедиций))?

Сообщение Оглашенный »

Возвращаюсь к теме возможности выживания в заполярье за счет «подножного корма». Попалась мне на глаза любопытный рассказ из журнала «Неизвестная Сибирь» (http://veksibiri.ru/, к стати, рекомендую почитать), выкладываю его здесь полностью без сокращений, поскольку случай уж очень уникальный, и объем рассказа не очень большой. Как утверждает автор «Несмотря на всю фантастичность, история эта совершенно реальна и правдива, что может подтвердить вам каждый старожил в Хатанге», как говорится, не знаю, не бывал, может, найдется кто-нибудь на форуме кто сможет подтвердить или опровергнуть сказанное.

Таймырский Робинзон
Историю, которую мне предстоит рассказать, я услышал в знаменитой «Индии», располагавшейся в главном поселке Восточного Таймыра, Хатанге. В самом конце полярного полевого сезона. «Индией» тогда называли стационарную базу НИИГА, куда по весне прибывали полевые отряды геологов перед заброской в разные регионы Таймыра и куда они возвращались перед отлетом домой.
Это был здоровенный одноэтажный, продолговатый, основательно траченный жизнью деревянный барак под толевой крышей, который к тому времени уже основательно врос в таймырскую мерзлую почву. В бараке светило всего два окна, прорубленные в торцах, поэтому внутри даже в полярный день всегда царил полумрак. Большую часть пространства там занимали огромные двухэтажные полати, на которых почти всегда кто-то спал.
Вторым по значению предметом мебели в этом всеобщем доме был большой колченогий, грубо сколоченный, но очень основательный стол, за которым тоже почти всегда выпивала и закусывала какая-нибудь компания. А еще в бараке находилась печь, которая всегда топилась и за которой непременно присматривал специально назначенный дежурный. Возле печи на вечно натянутых вдоль и поперек веревках обычно висели чьи-то штаны, рубахи или портянки. Сушились.
Несмотря на очевидную неопрятность, в «Индии» никогда не было ни крыс, ни мышей, ни тараканов, хотя повсеместно в самой Хатанге этой живности встречалось предостаточно. И чтобы закончить эскизный набросок «Индии», добавлю только, что на улице перед знаменитым бараком всегда валялось несколько лохматых ездовых псов, лениво взиравших на двери в ожидании объедков со стола геологов.
Полярные застолья — это, скажу я вам, особенная тема для разговора. Тут царили свои правила и обычаи, которые хотя и никем не были писаны, но четко соблюдались. Здесь старались не перебивать говорившего, какую бы «дичь» он ни нес; ни о ком за глаза не отзывались худо или пренебрежительно; никого силой не заставляли пить до дна. «Водку пить и баб любить — дело сугубо добровольное!» — говорили в «Индии», да и не только здесь. Впрочем, сейчас разговор не об этом. Пора перейти к нашему рассказу.

Все началось с того, что глубокой осенью, перед самой большой темнотой , отправил начальник рыбкоопа Хатанги свою семью на материк в отпуск, а сам остался в квартире один. Звали его, кажется, Иван Сергеевич… Как и водится, первые три дня Иван Сергеич с дружками беспробудно гудел, но потом ему это надоело. И решил он отправиться в тундру пострелять куропаток.
Охота на куропаток — дело бесхитростное и добычливое, не мне вам об этом рассказывать. Стреляли прежде, да и сейчас стреляют этих куропаток охотники в тундре сотнями. Тут главное — отыскать стаю побольше (а их по тундре много летает!). Ну а дальше все проще простого: зарядил ружье дробью помельче, подошел к сидящей стае метров на десять-двадцать, выстрелил наугад в самую середину стаи, она — фррыть! — снялась, пролетела метров сто-двести и села опять. Ты собрал в мешок тех птиц, что остались лежать, а сам пошел за стаей дальше. И так до тех пор, пока всю ее (или почти всю) не выбьешь.
Иван Сергеич был мужик основательный и снарядился на охоту как следует. У него с собой были: меховая одежда, добротная обувь, волчий спальный мешок, маленькая одноместная палаточка, хорошее ружье 12-го калибра, целая пропасть охотничьего припаса, в том числе патроны с картечью, жаканом и круглой пулей (на всякий случай, вдруг невзначай наскочит «миша» с побережья), заправленный под самую пробку бензиновый примус «Шмель» (больше горючего у него с собой не было: он же отправлялся охотиться дня на два-три, не больше), чайник, котелок, соль, спички, десяток пачек «Беломора». Кое-что по мелочи из еды: чай, сахар, немного крупы и вермишели и все такое прочее. А также, разумеется, охотничий нож и почему-то саперная лопатка. Иван Сергеич не мог потом объяснить, зачем взял с собой саперную лопатку, но именно она отчасти спасла ему жизнь.
Вертолет забросил его в славные охотничьи угодья на берег озера Таймыр, к подножию гор Бырранга, а сам пошел дальше на север — снимать отряд геологов, который работал где-то в районе озера Энгельгардта. Там предполагалась у них кое-какая дополнительная работа, после чего отряд должны были вывезти в поселок, подобрав по дороге и Ивана Сергеича с его добычей. Конечно, на пару дней (ну максимум на три дня) охоты столько припаса и провианта Ивану Сергеичу бы не понадобилось, но, как человек основательный и опытный, он знал, что в тундре поздней осенью может случиться всякое, а потому на всякий случай лучше подстраховаться.
Что случилось потом, вы уже, наверное, догадались: вертолет на обратном пути забрать Ивана Сергеича с его добычей не смог. В отряде случилось какое-то ЧП, так что геологам пришлось сворачивать все работы и спешным порядком убираться в Хатангу, вывозя раненого товарища. «Ничего, — сказали вертолетчики сами себе, — заберем Ивана Сергеича из тундры через день-другой. Дело обыкновенное».
Но на другой день лег туман, да такой, что ни о каком полете просто не могло быть и речи, и держался он трое суток. Потом райком партии в приказном порядке всю летающую технику срочно мобилизовал на вывоз дикой оленины с дальних отстрелов, поскольку район катастрофически заваливал план по заготовке мяса. Потом на неделю грянула свирепейшая пурга. Потом экипаж того самого вертолета отправили в двухнедельную командировку на обслуживание полярных станций. А потом про Ивана Сергеича попросту забыли. Тем более что началась уже настоящая полярная ночь, а ночью найти что-либо в тундре попросту невозможно.
Конечно, через некоторое время на работе Ивана Сергеича хватились: куда это, дескать, подевалось наше начальство? Но отчаянно искать его бросились не сразу: сперва решили, что после отъезда семьи он загудел не на три дня, а гораздо основательнее; потом кто-то вспомнил, что начальник собирался слетать в тундру на вертолете поохотиться, стали искать его имя в полетных листах и, конечно же, ничего не нашли (да и не могли найти, поскольку договаривался он с вертолетчиками о своей заброске и последующем возвращении в Хатангу приватно); потом кому-то показалось, что в последний момент вместе с семьей улетел в отпуск и он сам, а приказ о своем отпуске велел оформить задним числом. Зимой, во время полярной ночи, всякая деятельность в поселке замедляется сама собой: люди существуют в ожидании появления солнца, когда будет настоящая, живая жизнь, а в зимнее, темное время важно как-то перекантоваться. Так было и на этот раз.
Перед самым Новым годом в Хатангу из отпуска вернулась хорошо отдохнувшая семья Ивана Сергеича (у северян отпуска длинные!) и, естественно, хватилась хозяина дома. Вот тут уж кинулись искать его по-настоящему! Вскоре без особенного труда ситуацию с пропавшим начальником разъяснили: нашли вертолетчиков, которые забросили его в тундру на охоту, а забрать назад не забрали. Впрочем, вертолетчики предъявили свои резоны, и все вынуждены были с ними согласиться. На всякий случай, правда, командиру вертолета все-таки дали строгача и лишили премии по итогам года, но лишь за то, что он не внес пассажира в полетный лист. Вместе с тем все понимали, что прожить полгода (полярной ночью!) зимой в тундре без еды, жилья, серьезного зимнего снаряжения и, главное, без какого бы то ни было топлива попросту невозможно. Тем более при здешних морозах и пургах. Так что Ивана Сергеича мысленно похоронили, как следует выпили за помин его души и стали ожидать окончания большой ночи, для того чтобы потом слетать в тундру, найти там тело горемычного начальника и похоронить его уже так, как положено по христианскому обычаю.
В середине марта, когда уже основательно рассвело, друзья и сослуживцы Ивана Сергеича вместе с безутешной вдовой на том же самом вертолете и с тем же самым экипажем, что отвез несчастного поздней осенью в тундру на эту неудачную охоту, отправились искать его грешное тело. Зимой, когда все вокруг бело, найти что-либо в тундре очень сложно. Тем не менее, вскоре они обнаружили большое иглу — эскимосское жилище изо льда и снега, — и оттуда вдруг вылез живой и невредимый Иван Сергеич и начал в восторге без удержу палить из своего ружья в воздух. Он страшно оброс диким волосом, кожа на его лице покрылась от ветров и морозов какой-то коростой, из глаз ручьем лились слезы. При этом он с надрывом повторял одну и ту же фразу: «Что же вас, мать вашу так и растак, так долго не было?! Где же вас, мать вашу так и разэдак, так долго носило?!»
Так что же произошло с Иваном Сергеичем в тундре? И каким образом он умудрился остаться живым в таких условиях?
Поначалу ему здорово, можно сказать фантастически повезло: во-первых, он набил целую пропасть куропаток. А потом в поздних сумерках прямо на его палаточку вышли два здоровенных быка-сокжоя , неизвестно почему отставшие от основного стада, давным-давно ушедшего на юг, к плато Путорана. Сокжоев этих он и уложил из ружья круглыми пулями практически в упор.
Потом, когда Иван Сергеич понял, что легла большая тьма и вертолет за ним, скорее всего, уже не прилетит, потому как попросту теперь не найдет его в тундре, он стал кое-как обустраиваться. Первое время наш герой жил в своей палаточке, но вскоре ее всю изорвало ветрами и до самого верху завалило снегом. Тогда он понял, что нужно строить снежный дом. Вот тут-то ему и пригодилась саперная лопаточка! Из брусьев снега, спрессованного ветрами и пургой, он вырезал кирпичи и из них сложил себе жилище, которое внутри выстлал своей многострадальной, вдрызг разорванной палаткой. Кстати, потом лопатка пригодилась ему и для другой важнейшей цели: с ее помощью он вырезал кирпичи чистейшего таймырского снега и из них в чайнике готовил себе воду. В свою пещеру Иван Сергеич первым делом перетащил все свое имущество, и прежде всего туши обоих убитых оленей, а также мешки с добытыми куропатками. А потом он сделал еще одну, может быть самую ценную свою находку: каким-то чудом нашел в тундре на берегу озера наполовину полную бочку бензина, видимо брошенную одним из геологических отрядов, передвигавшихся, надо полагать, на моторной лодке по озеру; Иван Сергеич выкопал эту драгоценную бочку из снега и прикатил ее к своей ледяной избушке. Впрочем, железных бочек из-под разнообразного горючего (пустых, полных на треть, наполовину, на две трети и т. д.) по тундре можно найти сколько угодно.
Вот, собственно, и все. А дальше начались серые, беспросветные будни, когда единственным осмысленным делом, которым он мог себя занять, было приготовление на примусе горячей еды. Даже уйти далеко от своего иглу он не мог: в кромешной тьме, окутавшей беспредельную белую пустыню, он вполне мог заблудиться. Единственным светильником, хоть как-то освещавшим его жизнь, была луна, но она появлялась на небе лишь в хорошую погоду, которая зимой случается здесь довольно редко. Слава богу, новенький «Шмель» у него ни разу не сломался; бензина хватило до самого света, так что главной задачей для него стало здесь — не сойти с ума от отчаяния и неизвестности. Представляю, каким праздником для него было первое появление солнца после полярной ночи! Это и для всех живущих на Крайнем Севере всегда большой праздник, а уж для Ивана-то Сергеича в его ледяном жилище — можете себе представить!
Когда вертолет с живым (!) рыбкооповским начальником и его охотничьими трофеями (двумя мешками куропаток и недоеденной четвертушкой туши последнего оленя) вернулся в Хатангу, встречать его собралось едва ли не все население поселка. Иван Сергеич сразу стал настоящим местным героем, и о его необыкновенном приключении написала даже районная многотиражка. Однако прожил Иван Сергеич с семьей в Хатанге после этого совсем недолго: слишком свежи были в его памяти мучения, которые испытал он за те полгода, когда прожил в одиночестве, темноте и безделье в своей снежной хижине у подножия гор Бырранга. Уже следующей осенью он уволился со всех своих постов и должностей и отправился на постоянное место жительства куда-то в дальнее Подмосковье, кажется в город Новомосковск. Тем не менее, память о себе в Хатанге он оставил ярчайшую на долгие годы.
Несмотря на всю фантастичность, история эта совершенно реальна и правдива, что может подтвердить вам каждый старожил в Хатанге.
Текст Евгения Вишневского

Надо всё же заметить, что тут сошлись несколько случайных обстоятельств, как отрицательных (забыли человека – что вообще маловерояно, хотя и объяснимо), так и положительных (лопатка, вышли два оленя, а дикий олень очень осторожный зверь, «нашлась» бочка бензина – это вообще что-то невероятное и т.д.). А к пешим летним походам этот случай вообще не применим: сидеть на месте, пусть и полярной зимой это совсем не то, что идти по тундре с тяжелым рюкзаком; ценность добытого оленя вообще ничтожна, так как с собой можно унести максимум килограмм 5, так как рюкзак и так тяжелый, а мясо без консервантов летом протухнет дня через 2-3, вот на эти три дня и можно взять кусок олениниы; куропатки летом в стаи не собираются и т.д. Но, случай, конечно, уникальный и говорит о том, что в жизни может быть всё (так же как и падение с 9-го этажа или, даже, самолёта! может быть без серьезных последствий, но, ведь, на основании таких случаев никто нез станет просто так прыгать из окна).
Удачи всем путешествующим!
Огласит их словом истины
Аватара пользователя
Оглашенный
Специалист
Сообщения: 511
Зарегистрирован: 11 июл 2008, 14:21
Модель: STAR
Откуда: Салехард

Re: А есть ли среди нас любители пеших экспедиций))?

Сообщение Оглашенный »

И ещё один расказ из того-же источника, хорошо дополняет предыдущий. В тундре бывает всё.
Вообще, как я заметил в природе есть некая зона, как бы "граница цивилизации" в которой с местными (аборигеними, животными, птицами и т.д.) ты на равных, в состоянии неустойчивого равновесия. Но, наверно, есть еще места, где "цивилизованного" человека не видели вообще или он появляется не каждый год. Вот там, должно быть, отношения между людьми и животными совсем другие.
Там я ещё не был, но верю, что такие места есть.


Последний патрон
Евгений ВИШНЕВСКИЙ

А вот еще одна история, услышанная мною в легендарной «Индии», стационарной базе геологов на Таймыре (о ней я достаточно подробно рассказал в прошлом номере журнала).
Итак, мы тогда сидели в «Индии», за ее знаменитым столом, и геологи один за другим вспоминали ситуации, когда они только чудом остались живы. И таких сюжетов оказалось немало.
— А теперь, если хотите, я расскажу вам свою историю, — сказал Сергей. — Историю о том, как я поседел.
Случилось это в самом конце 60-х годов, и было мне в ту пору всего 33 года. Наш небольшой отряд базировался тогда на Таймыре в районе горного массива Тулай-Киряка-Тас, а я был в нем начальником.
Глубокой осенью, уже по снегу, закончили мы свои полевые работы, и вертолет «Ми-4» пришел за нами из Хатанги в оговоренный срок.
Грузоподъемность «Ми-4» имеет пустяковую, а я по своей тогдашней неопытности переусердствовал с образцами, которые, разумеется, все у нас уже были оформлены, расфасованы и упакованы. Словом, не проходили мы по загрузке, и поделать с этим тут ничего было нельзя. Как ни уговаривал я командира забрать всех нас одним рейсом, ничего у меня не получилось.
Честно говоря, не очень-то я тогда и настаивал: понимал, что командир прав. Лететь приходилось в горах. А это всегда опасно. Короче говоря, оставил я себе двухместную палатку, меховой спальный мешок, примус с бензином, кой-чего из провизии, а весь мой отряд вместе с образцами и снаряжением отправил в Хатангу. Конечно, мы могли бы оставить вместо меня часть образцов с тем, чтобы потом за ними вернуться, но уж больно велика была вероятность, что там бы они и сгинули. А человека в тундре не бросят. Кроме того, командир вертолета твердо пообещал, что сразу после разгрузки в Хатанге он за мной вернется. Вторым рейсом.
Но он не вернулся: до суточной саннормы летчикам не хватило всего каких-то полчаса, однако диспетчер был непреклонен и перенес наш второй рейс на следующий день. А потом пал туман и случилась такая низкая облачность, что тучи буквально легли на вершины гор. Ни о каком полете в таких условиях, конечно же, не могло быть и речи.
Делать нечего: сидим, ждем-с! Вообще-то поначалу я не очень и расстроился: ничего, думаю, хотя бы как следует отосплюсь и отъемся. Сезон-то у нас был довольно трудным. Но тут произошло нечто сверхординарное: ближе к вечеру следующего дня мой лагерь осадила стая полярных волков.
Волк животное очень чуткое, бесшумное и весьма осторожное. Сколько раз там же, на Тулай-Киряка-Тас, я боковым зрением видел: мелькнет вдруг что-то огромное, серое, бесшумное. Оглянусь вокруг — ничего и никого; подойду поближе, смотрю: глубокий волчий след на болотистой тундре у меня на глазах начинает наполняться водой.
Места эти самые волчьи. Мы в маршрутах много раз находили не доеденную волками добычу, но самих волков прежде не видели никогда. И вот они пожаловали целой стаей. Причем и не думали прятаться.
А у меня с собой из оружия только пистолет марки «Наган» с барабаном, вроде тех, что показывают в кинофильмах про чекистов, и к нему всего одна обойма на семь патронов. Это оружие я себе так, для проформы оставил — кого мне здесь, вдали от побережья, бояться?
Да и пистолет, доложу я вам, ребята, оружие совершенно никчемное. Им только слабонервных пугать, а если и стрелять на поражение, то только в упор, метров с двух-трех, не больше.
Сказать честно, этот волчий визит мне очень не понравился, но поначалу я не придал ему большого значения. Вылез я из палатки и что есть мочи свистнул в три пальца: дескать, пошли отсюда вон, звери!
Смотрю, а волки никуда уходить и не собираются: как сидели, так и сидят, смотрят на меня в упор своими желтыми глазами, а одна зверюга так еще и нагло облизывается.
Выхватил я тогда пистолет и дважды выстрелил в воздух. Это был, как выяснилось впоследствии, глупейший поступок с моей стороны: ведь я ни за что ни про что истратил два патрона.
После этого волки мгновенно исчезли, а я, довольный, ушел к себе в палатку. Прежде, чем лечь спать, посмотрел в распахнутый створ палатки. В глубоких сумерках виднелись зловещие силуэты: все волки снова сидели на своих местах, и их желтые глаза все так же внимательно смотрели на меня. Однако я решил не обращать на это внимания. А потому залез в свой спальный мешок и постарался уснуть.
Сколько я проспал, не знаю, но, наверное, совсем немного. Может быть, всего час или полтора. Была ночь, сквозь плотные тучи разливался слабый, ядовито-зеленый свет луны, и, когда мои глаза привыкли к нему, я вновь увидел на бледно-зеленом снегу очертания волков.
Теперь они сидели намного ближе к моей палатке, совсем рядом, и все так же, полукругом. Я выхватил пистолет, дважды выстрелил, но теперь уже не в воздух, а в ближайших зверей. При этом одного из волков я даже ранил: по крайней мере, был слышен характерный визг зверя.
После этого волки надолго исчезли. Однако я все никак не мог уснуть: мне казалось, что волки только и ждут того момента, когда я сомкну глаза.
Прошел еще один день — волков не было. Появились они вновь в сумерках и опять уселись вокруг моей палатки полукругом. Но теперь я уже не спал, был начеку. Вытащил на припорошенную снегом галечную косу свой спальный мешок (прямо перед палаткой) и уселся на него.
Я сидел, поджав ноги калачиком, поигрывал камешками, а на коленях у меня лежал пистолет. Изредка я пытался попасть в кого-нибудь из волков камнем, но это не удавалось, и волки на мои жалкие попытки даже не реагировали.
Они сидели вокруг меня все так же полукругом, безмолвно и неподвижно. Однако стоило мне только прилечь или даже просто закрыть глаза, как они начинали неслышно перемещаться ко мне все ближе и ближе. Мне казалось, что они знали: у меня осталось всего три патрона, и когда-нибудь я все равно усну.
Таким образом прошла еще одна ночь, и наступил еще один день. Туман уже ушел, но ветра не было, а потому неопрятные ватные облака все так же лежали уродливыми буграми на вершинах сопок.
Пошли четвертые сутки моего почти бессонного бодрствования. Все это время я, в сущности, ничего не ел, но, как ни странно, вовсе не ощущал голода. Совсем другое желание переполняло всего меня: я просто хотел спать.
Днем со сном еще как-то можно было бороться, но пришла пятая ночь, которая отняла последние силы. И тут я вспомнил про примус, полный бензина. Ведь при работающем примусе волки ко мне, конечно же, не подойдут! Была только одна проблема: горючего в примусе могло хватить только на полтора часа работы, не более. Но и полтора часа сна казались мне тогда райской перспективой.
А кроме того, рассудил я, бензиновая вонь разойдется в воздухе не сразу (слава богу, стояло полное безветрие), так что логично прибавить еще полчаса или час.
Я вновь затащил свой спальный мешок в палатку, устойчиво поставил примус у входа на каменную плиту, соорудил вокруг примуса невысокую защитную стеночку из камней, чтобы примус ненароком не задуло ветром, после чего забрался в спальный мешок и мгновенно заснул.
Проснулся я неожиданно. Раскрыв глаза, с ужасом увидел в полуметре от себя горящие желтым светом глаза и оскаленную волчью морду. Я схватил пистолет и дважды выстрелил прямо в эти глаза, в эту пасть, в эти клыки, а потом выбрался из палатки.
Весь снег вокруг был истоптан волчьими следами, но звери опять исчезли. О них теперь напоминали только опрокинутый примус и лежащая на входе в палатку мертвая волчица. С ее оскаленной морды еще капала кровь. Я взял труп волчицы за задние ноги и отволок его на середину галечной косы.
Но моя победа длилась недолго. Уже через несколько часов вся стая снова появилась в предрассветной дымке. Опять полукруг. Сколько их было, я не знаю. Не считал. Я знал тогда лишь одно, что у меня в барабане нагана остался всего один патрон. Я опять вытащил свой спальный мешок на снег и уселся напротив стаи.
Дальнейшие трое суток я помню смутно. Явь в моем сознании настолько перемешалась с галлюцинациями, глюками и прочими видениями, что даже вертолет я сперва принял за очередной мираж.
Летчики вертолета, увидев меня совершенно седого, пришли в полное изумление. Они быстро погрузили все на борт, и мы вылетели в Хатангу. Пока вертолет летел — я спал.
Кстати, шкура той огромной волчицы до сих пор висит у меня дома в Санкт-Петербурге, а на стеллаже с книгами стоит и тот самый последний патрон. Патрон, который так и не пригодился.
Огласит их словом истины
Аватара пользователя
Оглашенный
Специалист
Сообщения: 511
Зарегистрирован: 11 июл 2008, 14:21
Модель: STAR
Откуда: Салехард

Re: А есть ли среди нас любители пеших экспедиций))?

Сообщение Оглашенный »

Если не пропало желание сходить на Таймыр, интеренсная ссылка http://simiaup2.livejournal.com/27116.html
Но, ведь дошла же... девочка... 22года!
А мужикам, что, слабо?!
Огласит их словом истины
Добрый Фей
ФАНАТИК
Сообщения: 3138
Зарегистрирован: 16 сен 2004, 18:59
Модель: ГАЗ-66-15
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: А есть ли среди нас любители пеших экспедиций))?

Сообщение Добрый Фей »

А оно надо? я находил пешком так , что мало не покажется . А путешествие этой девчонки - это безумие. А с ее хорошо подвешенным языком дважды безумие, сама вылезла молодец, но ведь из-за ее текстов еще полсотни полезут себя проверять т не факт что все вернуться.
Тел. +7 910 GAZ 66 15
Помогу с документами на переоборудование А/М
Строим машины
Устанавливаю и привожу КМУ

В умелых руках и член - балалайка, а в неумелых и "киска" хуже варежки!
Аватара пользователя
Kairat
АКЫН
Сообщения: 3317
Зарегистрирован: 13 ноя 2005, 05:21
Модель: ГАЗ-66-01
Откуда: Казахстан, Актау

Re: А есть ли среди нас любители пеших экспедиций))?

Сообщение Kairat »

Борис будет куча претендентов на премию дарвина :mrgreen:
"Эпоху можно считать законченной, когда истощились её основополагающие иллюзии" Артур Миллер
"История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков." В. Ключевский
моб: +7-7o1-5ЗЗ-2ЗО5 Кайрат
Аватара пользователя
comandor
ГУРУ
Сообщения: 3513
Зарегистрирован: 17 мар 2005, 11:27
Модель: ГАЗ-66-01
Откуда: Смоленск
Контактная информация:

Re: А есть ли среди нас любители пеших экспедиций))?

Сообщение comandor »

Andrey Dobrynin писал(а):comandor, есть конкретное предложение. В 2011 году я собираюсь пересечь плато Путорана пешком с востока на запад (начальная точка - п. Ессей, конечная - турбаза на оз. Лама). Дело серьёзное. Длина маршрута 825 км, продолжительность - 2 месяца (ходовых дней - 44, остальное - днёвки), с заездами-выездами 65-75 дней (зависит от вида транспорта). Забросок вертолётом не потребуется. Автономность полная (не хочу пугать, но подумайте начёт рисков). Маршрут проложен большей частью по долинам рек (там есть рыба, дичь, дрова). По питанию: с собой из расчета на 20 дней - в основном крупы, соль - (больше не получается, т.к. вес рюкзаков переваливает за 35 кг и теряется скорость), остальное - на месте. Я общался с побывавшими там людьми - с рыбалкой проблем нет, иногда даже приходится вводить ограничения на вылов рыбы; с охотой похуже, но тоже хватает - на 1-2 куропатки в день расчитывать можно. С собой будут спининг, небольшая сеть, мелкашка. Цена всех билетов (считается от Москвы) туда и обратно около 60 тыс. рублей по состоянию на конец 2009 г. Цель пройти этот маршрут появилась в конце 2008 г., с тех пор занимаюсь подготовкой (во всех смыслах). Так что у меня не намерение, а конкретный план, поход состоится точно.
С проработкой у меня всё нормально, а вот с напарниками - беда. У кого есть время - у тех нет денег на это мероприятие, а у кого есть деньги - у тех нет времени :) . Наткнулся на Ваш пост как раз в поисках желающих :D .
Мне 32 года, я гидробиолог (не будет проблем при прохождении через территорию заповедника), всю жизнь таскаюсь по экспедициям.
P.S. Этим летом (в июне-июле) пойду на 2-3 недели проверять себя и снаряжение в Карелию (в Хибины не хочу - был там в 2004 г., народу не протолкнуться).
Если есть интерес, пишите на ad@ibiw.yaroslavl.ru, пообщаемся, вышлю более подробную информацию.
Андрей Добрынин погиб на маршруте, реализуя свою цель: пересечь плато Путорана. Мы долго переписывались с ним, и даже потом, когда я отказался от участия, трезво оценив свои силы. В 2011 году он сделал попытку пересечь плато с с напарником, но маршрут был остановлен из-за многих проблем. В 2013м вторая попытка- одиночная с трагическим концом. Он был замечательный устремлённый человек,умнейший, очень любящий природу, путешествия. Склоняю голову перед этим человеком. СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ тебе, Андрей, и удачных маршрутов в другой жизни!
подробно http://igooru.ru/
www.sever66.ru
8 92О 3IО 22 22 есть WhatsApp
Переоборудование автомобилей.
Не пишите в личку, пишите только в WhatsApp .
Аватара пользователя
Дмитрий
Эксперт
Сообщения: 1890
Зарегистрирован: 28 янв 2006, 00:09
Модель: ГАЗ-66-01
Откуда: Москва Тушино

Re: А есть ли среди нас любители пеших экспедиций))?

Сообщение Дмитрий »

А какие вообще версии смерти то?
"Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы"
"А если тебе не по сердцу мой путь,
Выбери свой или выбери с кем.
А мне по барабану вся эта муть,
Я не червонец, чтобы нравиться всем!"
Аватара пользователя
rencom
ГУРУ
Сообщения: 6902
Зарегистрирован: 17 сен 2004, 10:56
Модель: ГАЗ-66-01
Откуда: Н Тагил

А есть ли среди нас любители пеших экспедиций))?

Сообщение rencom »

Внедорожник может проехать через лес, если диаметр деревьев в дюймах не превышает вес внедорожника в тоннах.
Аватара пользователя
Medvedev
Новообращенный
Сообщения: 164
Зарегистрирован: 29 авг 2015, 19:55
Модель: ГАЗ-66-01
Откуда: Фрязино

А есть ли среди нас любители пеших экспедиций))?

Сообщение Medvedev »

Прочел, что по ссылке выше. Жуткое дело. И очень жаль, что так глупо...
Аватара пользователя
ВеАн59
ГУРУ
Сообщения: 2696
Зарегистрирован: 29 июл 2009, 07:18
Модель: УРАЛ
Откуда: г.Пермь

А есть ли среди нас любители пеших экспедиций))?

Сообщение ВеАн59 »

Да уж......
Понима, когда "охота" хуже не воли, но чтоб так .........
Все будет хорошо!!! Даже лучше, чем ты думаешь!!!
Ответить

Вернуться в «Встречи и путешествия: планы, расписание, отчеты.»