Повесть о настоящей машине.

Ответить
Аватара пользователя
Deos
Специалист
Сообщения: 949
Зарегистрирован: 10 окт 2011, 11:39
Модель: ГАЗ-66-11
Откуда: Иркутск

Повесть о настоящей машине.

Сообщение Deos »

Утащено с форума uazpatriot.ru, автор johnset(Кирсанов Евгений)

Повесть о настоящей машине.

Наверное, я созрел для небольшого очерка на эту тему. Зачем? Ответ скорее всего стандартный, как для любого писателя. Почему пишешь? Не могу не писать.
Едва ли это будет произведение о конкретной машине или только о машинах вообще. Так или иначе, речь все равно пойдет о людях.
Когда я был маленьким, меня безудержно тянуло к автомобилям. И мне не повезло. Я не валялся днями под ними. Я не рулил, сидя у отца на коленях. Так уж вышло, что у нас не было машины, и работа папы не была связана с авто. Поэтому одними из самых ярких воспоминаний о том времени наряду с утром, родителями, гулянками до ночи с пацанами были и машины. Любые. Легковые, грузовые, краны, экскаваторы. Да хоть трубоукладчики. Везде, где что-то крутилось, включалось, ездило, мигало, тарахтело и щелкало. И судьба посылала родственников или коллег отца с Москвичами, Запорожцами, ЗИЛами, конечно УАЗиками (куда ж без них!) Будучи пацаном, я даже помечтать не мог о том, что меня могут пустить просто порулить. О полноценном управлении даже не думал. Счастьем было посидеть в машине за рулем и подергать и покрутить все, на что хватало сил. Правда, отлавливал периодически от мужиков. Видать что-то не то порой крутил. И поездки. Любые. Хоть вокруг дома. А все далее 10 км получало статус путешествия. Автоматически. Стоит ли говорить, что поездка по родственникам через весь тогдашний Союз намертво впечаталась в детскую память. Автобусы, такси, грузовики, поезда, самолеты. Столько техники и все сразу! Вот что я помню.
А еще я помню людей. Ситуация с запчастями, инструментами и возможностями для ремонта даже для такого мальчишки была очевидна. Возня под машиной, матерки, «щас мы ее приладим», «надо достать эту хрень где-то», приспосабливание и переделывание запчастей с других машин знакомы всем. Для того, чтобы получить дополнительные возможности скорости, комфорта, мощности, мужики вкладывали силы, умения, время. И это воспитывало характер, уверенность в себе, которая автоматически распространялась и на другие сферы. Это машина! И если я разобрался с таким агрегатом, то шкаф соберу с полпинка. И это вынуждало общаться. И не просто общаться. А проходить многоходовые сложные квесты. Надо сначала Палычу достать у Семеныча рыбу. Палыч сходит к Коляну, сделает ему проводку в домик, Колян на дачу Андрюхе привезет машину навоза. А Андрюха придержит на базе свечи зажигания.
Кто еще не знает, почему нас не победить? Вот поэтому нельзя.
Машина нас воспитывала. Она довезет куда угодно и откуда угодно. Но если ты, упаси Бог, не смажешь, не подтянешь, не помоешь (Да, да, да! Она лучше идет чистая! Проверено!) она встанет там, где Макар не то что бы телят не пас, но он и сам туда не доберется. И вот в таких ситуациях выручали другие мужики. Подъезжали на своем Запоре или УАЗике и почесав репу все же что-то придумывали.
А бездрожье? Оно изменилось? Не-е-е-е!
Да. Дороги изменились. Сколько бы их ни ругали, появились те, где народ летает под 200 и больше. Что же изменилось для остальных? Ничего. Конечно, я не могу состязаться в знании технических данных новых внедорожников, но просматривая тонны видео на эту тему, я вижу самое главное для меня – результат. Или едет или нет. Все разговоры про адаптивную подвеску, межосевые и хрен какие еще поймешь блокировки кончаются на дороге. И те мужики из советского прошлого, попадая в бездорожье, ездя на рыбалку или охоту отдых или просто из пункту А в пункт Б, выбирались средствами доступными тогда. И опять-таки это решалось руками и мозгами, а не «гудричами», лебедкам и хайджеками, если вы понимаете о чем я. И многокилометровые марш-броски за трактором тоже воспитывали характер тех людей, которые на любую проблему говорили: «Щас чень-ть придумаем.» с обязательным достижением результата способом, который порой в голове не укладывался.
Что стало с нами? Нами — это со всеми. Именно со всеми. Здесь не может быть исключений к сожалению. Не может человек совсем не участвовать в том, что делается вокруг него. Даже если он говорит что остался прежним. Он обязательно поменяется. Вопрос: куда?
Меня всегда особенно в молодости интересовали новинки. Всего что угодно. Но особенно это, конечно, касалось автомобилей. Там как нигде новшество было заметно и играло свою яркую роль. В начале 90-х, когда на Сахалин (а я родом оттуда) повалили «бывшие японки» я стал энтузиастом японского автопрома. И было из-за чего. Мягкая подвеска. Сумасшедшая динамика. Плывешь как в корабле. Сиденья, полный электропакет (уже тогда!), красивый салон, вонючка в бачке еще с Японии. Коробка автомат! Это вообще никак не передать. Не переключать передачи? Не может быть! Я сам помню как с L на D последовательно переключался еще по привычке. И цена! Убойно низкая цена. Ах, этот сложный период, когда ты еще помнишь Волги за 16 000 и уже видишь Кроуны по сопоставимой цене. И с горечью понимаешь, что отстал по умению жить Красиво. И вот ты уже в презрением посматриваешь на «подруг» и «друзей», которые тебе служили верой и правдой. Сразу становишься эдаким японцем, который впервые видит этот автохлам, и безнадежно и надолго заражаешься высокомерием.
Вал «японцев» смял отечественный автопром. И это породило мерзкое людское качество. Перестали видеть людей, которые еще катались на наших марках. Сначала владельцы японцев были элитой, а потом это стало нормой. Соответственно наши машины стали изгоями. И ты на «нашемарке» уже никто. Практически безлошадный.
Однако ничто не стоит на месте. И этот процесс дал новый виток. Подрастающее поколение избалованное новыми или БУ иномарками впитало в себя опасное заблуждение о чувстве защищенности. Заблуждение, которое вкрадчиво шепчет: «В салоне ты как в капсуле. Все хорошо. С тобой ничего плохого случиться не может. Эту яму машина сама проедет. А не проедет так перепрыгнет. АБС затормозит, EBD распределит все как надо. Добрые датчики позаботятся о тебе.» Всякие там подруливающие механизмы… Машина стала брать управление в свои руки. Люди начали отдавать ей самое дорогое и неотъемлемое – право выбора, право принятия решения, ответственность за свои действия. «Это не я! Это все она! А еще завод виноват! У нее коврик под педаль тормоза попал! Отзывная компания! Срочно!» Когда я приходил за дочкой в садик то, слыша подобное, улыбался: «Детки… Они такие.» В жизни же слыша и видя на форумах подобные высказывания ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ, хватаешься за голову. С какой ужасающей скоростью мы сбрасываем с себя самое кайфовое – самостоятельность. Один за другим. И я не могу уже по-стариковски ворчать на молодежь, ибо вместе с ней то же самое делает наше поколение, которое должно передавать опыт.
Я мало чем отличаюсь от других. И когда японское чудо всеми четырьмя колесами ломанулось в Россию, я наслаждался тем, что мне перепадало, и отказался от 99 Лады которую мне предлагали бесплатно. Я согласен — тот еще подарок в то время, хотя постулат про бесплатного коня еще никто не отменял. Вот как захватило. Даром брать не хотел. И чем дальше шло время, тем больше хотелось комфорта вокруг. Следующим этапом стали, например, ремни, которые сами одеваются и снимаются. На Кроунах видел такую опцию. Деградация. Больше я никак это назвать не могу. Мне это очень напомнило унитаз, где механическая рука сама все вытирает. А своей нет?
Однако жизнь такая мудрая и веселая штука, что дает шанс побывать в разных шкурах, причем по очереди. Туда-сюда, туда-сюда. И вот продав своего японца, переехав в Краснодар, походив пешком и купив «шестерку» я понял, что такое управлять Машиной. Я подчеркиваю. УПРАВЛЯТЬ. МАШИНОЙ. Без ничего. У тебя не будет никаких иллюзий относительно того, почему тебя занесло, почему, не вписался в поворот, почему не хватает динамики. Ты совершенно точно знаешь. Потому что неправильно выбрал скорость, потому что круто заложил, потому что на скорости 40 влупил 4 передачу и давишь тапку как ужаленный. Любое твое движение передается машине. Кажется, она читает даже мысли и ломается даже тогда, когда ты недоволен ей. На вот тебе назло. Нечего злиться. Отремонтируй, смажь, помой, заправь. Я буду твоим отражением. Я всем твоим друзьям и знакомым расскажу о тебе все. Что ты поросенок, что понятия не имеешь о развале схождении и боишься разобрать дверь, чтобы сделать механизм поднятия стекол, что крестовину так разбарабанило, что на задних сиденьях вибратор работает. Или… Любой хоть сколько-нибудь разбирающийся в технике друг скажет: «Слушай. А какого она у тебя года? Блин как тихо. Подвеска мягкая. Круто. Движка тянет.» А ты в ответ небрежно так сообщишь об электронном зажигании, уровне компрессии, полусинтетике ЛиквиМолли, которую не доливал все 10000 км. Просто не нужно. Эта машина расскажет о тебе все. Женщины. И женщины это оценят. Чистый салон, ни вони, ни лишнего шума, ни скрипа. Блестит никель бамперов. Играет приятная музыка. Машина про тебя все расскажет.
О чем расскажет современная машина?
Блестящая – Новая.
Исправная – На гарантии.
Не побитая – повезло + исправная электроника.
Рассказы о том, что ты с ней делал уже не впечатляют. Да. Тебе делает честь то, что ты гоняешь ее на мойку или сам Керхером, что выносишь мозги гарантийщику (оно и понятно. После таких вложений финансы грустны), что приезжаешь на очередное ТО (и это опять таки связано с гарантией). Но в этом нет твоего.
И это породило новый тип водителей. Тот тип водителей, которые смотрят на тебя, как на Бога когда ты даешь им насос или трос, а банальная замена колеса обеспечивает тебя пожизненным поклонением. Приятно помочь человеку, но в голове не укладывается эта детская убежденность в том, что «город везде».
До сих пор в памяти случай, когда во время зимней поездки в Азиш-Тау пришлось выдергивать Лансера из кювета. Классический колоритный вылет на бруствер с посадкой на брюхо. После сдергивания обратил внимание на состояние покрышек. Люди поехали в горы на летней резине спереди и зимней сзади. Не новой резине. Я отважился туда ехать только после того, как поставил БИ-508. Конечно, они могут рассчитывать на помощь людей. Это нормально. Но там еще много откосов и высоких обрывов.
И тогда я начал понимать, что оказывается я обладаю нечто большим. Что у меня нет причин для зависти в сторону иноводов. Что в данной конкретной ситуации все системы и комфорт остались бессильными перед человеческой беспечностью и слабостью. Это заставило сильно задуматься над тем, а что же является моей машиной? Что в этом мире зыбкого комфорта, который может рассыпаться вмиг от любого каприза природы будет твоим продолжением? Что станет твоими быстрыми и крепкими ногами, твоим панцирем который защитит и тебя и твою семью? Что станет опорой для решения каждодневных задач? Какую машину я хочу? Ответ пришел несколько позже. Любую, которой управляешь ты. Любую, которая подчиняется тебе и только тебе. Подчиняется. Полный контроль с твоей стороны. Ты хозяин. Ты водитель. Никакой самодеятельности со стороны железа. Никаких парковочных систем, которые сами ставят ее куда надо. Учись рулить и смотреть на 360 градусов. Никаких дополнительных подруливающих механизмов и прочей чепухи, которая нарушает твою связь с автомобилем. Никакой электронной прослойки, которая принимает решение за тебя.
Коробки-автоматы, вариаторы… Машина сама подберет передачу… «Не надо слушать двигатель. Не надо. Я само, а ты поспи пока».
Я и парковочным радарам-то не очень доверяю. Все равно смотрю назад. И на автомате маюсь. Я не хочу эту передачу. Дорогая моя железная подруга! Ты жжешь мой бензин. Я могу лучше. Или я буду стараться делать лучше. Я буду тренироваться. А с электроникой я деградирую. В итоге я стану пассажиром. И так все идет к тому, чтобы мы перестали рулить, остались в городе, на асфальте в машинках поменьше. Маленькие такие капсулки. О, как это круто сидеть одному и на всю Ивановскую демонстрировать свою индивидуальность! С асфальта ни шагу. Самое большее – оборудованный кемпинг.
Город растет. И этот нарывчик в виде истеричных «мальчиков и девочек» катающихся на непонятных мне экипажах под названием кроссоверы, растет. Процент людей, для которых окружающий настоящий мир страшен, растет. Количество людей считающих Витару джипом растет. И эта милая подмена «Н» на «С» в слове «внедорожник». Как быстро люди проглотили это. И сами уже ставят букву «Н» куда попало. Апофеозом всего этого явился случай когда мне с полной уверенностью сказали что Кашкай — это джип. Для этих людей любое нечто, сумевшее забраться на бордюр – джип. Меня клинит от тест-драйвов, где по лесным дорожкам, на которых и шестерка могла бы без проблем доехать, гордо раскатывают эти «джипы». Посмотрите как идеально работает подвеска! Комедия…
Сверхкомфорт, который их окружает, делает их неспособными пережить даже маленькую аварию, со страховкой, с аварийными комиссарами и доставкой к месту на колесах или элементарную проверку документов. Примеров тому масса. Я боюсь их представить застрявшими в лесу. Думаю, они смогут вызвать помощь без телефона. Им будет так страшно, что их крик услышат издалека.
Автомобили стиля унисекс стирают грани между мужчинами и женщинами. Все меньше тех автомобилей, которыми может управлять, И О КОТОРЫХ МОЖЕТ ЗАБОТИТЬСЯ ТОЛЬКО МУЖЧИНА. Надеюсь, многие понимают, что различия между мужчинами женщинами не должны ограничиваться лишь строением тела. Должно быть что-то в автомобиле, что не позволит женщине сесть за его руль. Хотя бы именно этой модели.
Мне противно сознавать, что меня беспокоит расход в 16 литров на сотню. Это означает простое – «Я боюсь, что не смогу заработать эти деньги». А кто еще об этом задумывался, принимая решения о покупке, ориентируясь на расход? Если уж по честному… Забудем ПОКА про экологию. Положа руку на сердце мало, кто думает о выбросах.
Под влиянием этих мыслей я начал менять свое отношение к техническому прогрессу в принципе. Вы когда-нибудь задумывались о том, что принесет вам эта новая штучка в пластиковом корпусе и мигающими огоньками? Как много людей пропускало через разум необходимость лавины новшеств? Я обратил внимание на то, что поставив на машину подаренные регистратор и антирадар, стал отдавать им часть своей жизни. Эти два подлеца жрут мое время. Я должен следить за тем, чтобы они тоже работали. У каждого есть гарантия, правила работы с ними, адреса техцентров. Понимаете, на что я намекаю? Чем сложнее машина, тем меньше остается времени на себя, на близких. Мы тонем в опциях.
Как-то мы разговаривали с друзьями на отвлеченные темы и до меня дошло, что когда в СССР было 300 миллионов (была такая условная цифра), нам с тем уровнем развития технического прогресса хватало еды. Не было 20 тонных фур и супермаркетов тоже. Ну не было. И продукты все же довозили. Я начал подозревать, что технический прогресс не привел к росту эффективности тех же действий. Конкретно качества питания от этого лучше не стало. Высвобождение свободного времени не произошло. Я думаю, вы понимаете, о чем я. Если доп. опция отбирает время на друзей и родственников, какого рожна она нужна? Именно поэтому, когда я читаю новости о новинках в области автомоблестроения, то представляю свою жизнь с ней. Это на мой взгляд самый простой способ оценки. Не тонуть в анализе бесконечных опций и технических характеристиках (уже хотя бы потому, что это рождает бесконечные холливары, становящиеся для некоторых отдельным развлечением и способом самоутвердиться перед другими своей технической продвинутостью), а попытаться понять, не разрушит ли машина вашу жизнь? Не превратит ли вас в раба комфорта?
Разумеется это мое субъективное мнение. Но совпадение его с мнением других людей явилось еще одной причиной написания этой статьи. Сколько еще человек думают приблизительно также?
P.S. Как-то Джереми Кларксон защищая свое понимание настоящего авто (или авто вообще) написал резкую статью о происходящем вокруг. Было ли это скрытой или уж совсем открытой рекламой Aston Martin V12 Vantage — это пусть останется на совести автора. У меня нет суперкара (хотя в моем понимании есть), но мне почему-то также близко его отношение к этой теме.
Что-то перекликается с неприятием трусоватой обывательщины.
Вот его статья: http://www.timesnet.ru/auto/1604/
Михаил.
Аватара пользователя
Михаил777
Новообращенный
Сообщения: 299
Зарегистрирован: 28 янв 2012, 20:34
Модель: ГАЗ-66-01
Откуда: Москва

Re: Повесть о настоящей машине.

Сообщение Михаил777 »

интересная повесть
Аватара пользователя
Герман
Философ
Сообщения: 4775
Зарегистрирован: 17 фев 2008, 14:17
Модель: Просто почитать
Откуда: Москва

Re: Повесть о настоящей машине.

Сообщение Герман »

давным давно у моего знакомого был мицубисилансер без подогрева заднего стекла.
машина из эмиратов - там снега не бывает.
но живу я не в эмиратах - мне нравится когда есть электроподогревы в разных местах.
остается вечный вопрос а где провести границу разумной достаточности?
мне например нравится парктроник , в примерах описанных автором - на горных дорогах с летней резиной парктроник вещь бесполезная, а парковаться в узких переулках зимой удобнее с парктроником , а еще удобнее с камерой заднего вида.
автор оглядывается когда сдает назад :) :) :) наивный пользователь маленьких машинок :)
когда у меня была ОКА я тоже прикалывался что там удобно оглядываться , и можно даже протирать запотевшее заднее стекло с места водителя.....
.... а дворник заднего стекла у него есть на его "шестерке" чтобы в снегопад оглядываться ??? и много ли он там увидит?
я уже больше 20 лет за рулем и половину времени я провел в пробках паркуясь и выпарковываясь по много раз в день.
или взять АКПП - может оно кому и мешает " ощущать автомобиль" а я уже "наощущался" мне надоело танцевать на педалях , я развлекаю себя не тем насколько быстро я еду - я упражняюсь в том чтобы проехать намеченный маршрут нажав на тормоз как можно меньше раз - тут важен правильный выбор своего положения на дороге , знание города - не просто расположение улиц, а знание режима загруженности в разное время суток, и понимание повадок других участников движения , когда-нибудь надоест и это , со временем многое меняется...
из доп оборудование очень полезен навигатор который показывает пробки - я недостаточо хорошо знаю Москву чтобы помнить все номера домов и все номера корпусов по всем улицам.
может я тупой , катаюсь по Москве каждый день с 1991 года - но все номера домов так еще и не выучил до сих пор...
тот кому это не надо знать умеет парковаться возле дома и возле работы...
а кто реально мотался по адресам поймет о чем я.
вот и получается что вопрос в том где провести границу между полезными и бесполезными опциями остается на усмотрение каждого пользователя в его конкретной жизненной ситуации.
mitay72
Новообращенный
Сообщения: 191
Зарегистрирован: 20 фев 2010, 10:27
Модель: ГАЗ
Откуда: тюмень

Re: Повесть о настоящей машине.

Сообщение mitay72 »

Статья интересная я собственно к таким же выводам пришел. Только Герман тоже прав , автомобиль это транспортное средство его задача из пункта "а" в пункт "б" перевезти с как можно меньшими трудозатратами. Зачем переключать передачи если можно их не переключать? Да большинство водителей не могут разобраться и починить даже элементарные вещи в собственной машине , а надо ли? Понимать устройство механизма дано не всем , а средство передвижения ,тем более в городе , необходимость. К тому же сейчас автомобили на любой вкус и цвет есть и в различных комплектациях , надо автомат- бери , не надо - не бери денег сэкономишь.
Дело не в автомобиле вообщем то а в человеке , можно же ездить на автомобиле с автоматом АБС и прочей фигней и тихо гордиться тем что вся эта требуха тебе не нужна , и что если этого всего не будет то ехать ты будешь точно так же только с большими телодвижениями (дергание рычага) .
А некоторым индивидам и полностью электронное управление не помогает , я вот боюсь представить что будет если с автомобилей эту электронику убрать. Я то поеду также а остальные?
P.S. Тут недавно другу автомобиль выбирали , кроссовер кстати как положено :D , так оптимальная комплектация от максимальной почти на 300 тысяч отличалась , а почти все опции в максималке оказались вообщем то не нужны. Неплохой надо сказать бонус за умение управлять автомобилем без кучи электроники.
Ответить

Вернуться в «Разное»