ЗИЛ 132

Обсуждение автомобилей ЗиЛ, их модификаций и техники на их базе.
Ответить
Аватара пользователя
Оглашенный
Специалист
Сообщения: 511
Зарегистрирован: 11 июл 2008, 14:21
Модель: STAR
Откуда: Салехард

ЗИЛ 132

Сообщение Оглашенный »

Случайно на глаза попалась статья об опытном автомобиле ЗИЛ 132. Полностью статья находится здесь: http://www.z-project.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=169:---131&catid=56:bib&Itemid=170&lang=ru
Здесь даю отдельные выдержки для затравки.

В середине 1950-х гг. сложилось твердое убеждение в том, что в области вездеходного транспорта свойствами высокой проходимости могут обладать только машины на гусеничном ходу. Объяснялось это тем, что при использовании гусеницы без особого труда удавалось обеспечить очень низкое давление на грунт, вплоть до 0,15—0,5 кг/см2. На колесных автомобилях со всеми ведущими осями удельное давление на грунт в то время было очень высоким - порядка 2,0-3,0 кг/см2 и более, что главным образом и определяло их низкие свойства проходимости.
Благодаря совместным работам ЗИЛ с НИИШП, проведенным в 1955-1959 гг., было найдено практическое решение по коренному улучшению свойств проходимости колесных автомобилей. Применив тонкостенные шины сверхнизкого давления большого профиля и регулирование давления воздуха в шинах в зависимости от состояния покрытия и вида грунта, удалось снизить удельное давление до величины, близкой к желаемой — ниже 1,0 кг/см2. В 1955 г. ЗИС начал серийное производство бронетранспортеров БТР-152В, а в 1958 г. - бортовых автомобилей ЗИЛ-157, оснащенных такими шинами.


18 ноября 1959 г. на совещании у директора завода было принято решение о проектировании нового трехосного автомобиля, названного ЗИЛ-132. 1 декабря 1959 г. вышел приказ №912 о проектировании и постройке новой машины в СКВ. На основании этого приказа силами СКВ и экспериментального цеха уже 23 февраля 1960 г. был построен опытный образец новой машины.
В работе над автомобилем ЗИЛ-132 принимали участие конструкторы: В.А. Грачев, Ю.И. Соболев (руководитель проекта), А.Д. Андреева, Л.А. Кашлакова, А.А. Шандыбо, В.Я. Горин, А.П. Селезнев, С.Ф. Румянцев, В. Соколова, С.Г. Вольский, Л. Левинтов; испытатели В.Б. Лаврентьев, А.Г. Антонов, В.М. Андреев, В. Горохов, В. Оленев; водители-испытатели Е.И. Юрков, Б.И. Григорьев, А.И. Пятых.
Краткое описание конструкции
Опытный образец ЗИЛ-132 представлял собой трехосный автомобиль 6x6 с равномерным расположением колес по базе и с жестким креплением колес к раме (без упругого элемента).
На машине был установлен V-образный бензиновый, четырехтактный, восьмицилиндровый двигатель ЗИЛ-375. Коробка передач - пятиступенчатая, от автомобиля ЗИЛ-Э130.
Крутящий момент от двигателя подводился к ведущим колесам через следующие агрегаты: сцепление, коробку передач, промежуточный карданный вал, демультипликатор, второй карданный вал, раздаточную коробку с межбортовым дифференциалом, карданные валы бортовых передач, бортовые передачи и колесные редукторы. Лебедка приводилась от коробки отбора мощности (смонтированной справа на коробке передач) через карданный вал.
В качестве демультипликатора использовалась раздаточная коробка автомобиля ЗИЛ-157 с некоторыми конструктивными изменениями: не было валов и шестерен привода переднего и среднего мостов, увеличен диаметр шлицевой части вторичного вала, установлены усиленные подшипники вторичного вала, переделаны стакан и фланец вторичного вала. Изменения были вызваны увеличением выходного крутящего момента двигателя ЗИЛ-375. Демультипликатор имел такие же передаточные отношения, как и раздаточная коробка ЗИЛ-157:1 -я передача - 2,44; 2-я передача - 1,44.
Раздаточная коробка автомобиля ЗИЛ-132 - с межбортовым дифференциалом оригинальной конструкции. Крутящий момент в раздаточной коробке передавался следующими элементами: валом, дифференциалом, ведущими шестернями, которые свободно вращаются на бронзовых втулках, промежуточными шестернями, вращающимися на игольчатых подшипниках и ведомыми шестернями. Ведомые шестерни были посажены на шлицевые части валов.


На ЗИЛ-132 использовались восьмислойные шины 16.00-20 с рисунком протектора «косая расчлененная елка» модели И-159 и предусматривалась возможность применения арочных шин 1500x840. Автомобиль был оборудован центральной системой регулирования давления воздуха в шинах, разделенной двумя кранами по бортам. Оптимальное давление в шинах, выбранное из условий плавности движения по дорогам с твердым покрытием и допустимой деформацией шин, составляло 0,9—1,0 кг/см2. Минимальное давление 0,25 кг/см2 использовалось для движения в особо трудных условиях бездорожья (на заболоченных участках, плывунах, сыпучих песках и глубоком снеге). Принцип действия центральной системы регулирования давления воздуха в шинах был такой же, как и на всех автомобилях высокой проходимости ЗИЛ. Особенностью ЗИЛ-132 являлась возможность менять давление воздуха в шинах левой и правой стороны независимо друг от друга.
Бортовые передачи, которые крепились к колесным редукторам, заимствовали от ЗИЛ-135Б (передаточное отношение 2,273). Колесные редукторы, увеличившие дорожный просвет на 156 мм (до 580 мм), также взяли от ЗИЛ-135Б (передаточное отношение 2,923). Крутящий момент к управляемому колесному редуктору подводится через шарнир типа «Рцеппа».


В ходе проведенных испытаний был выявлен ряд трудноустранимых недостатков ЗИЛ-132, особенно недопустимых для универсального автомобиля высокой проходимости - галопирование, подпрыгивание и раскачка. Излишняя поворачиваемость машины затрудняла ее управление водителями средней квалификации и ниже, особенно - армейскими.
Правда, военным ЗИЛ-132 нравился своей хорошей окопоходи-мостью (таким свойством не обладал ЗИЛ-131) и уверенным преодолением снежного покрова глубиной до 0,8 м. Для имеющегося на тот момент в армии транспорта (в том числе и гусеничных машин) это было проблематично. Особый восторг вызывала способность ЗИЛ-132 преодолевать крутой (до 28°) заснеженный подъем, что было недоступно для существующей на тот момент колесной техники. Военные даже ставили вопрос о строительстве нового автозавода специально под производство ЗИЛ-132.
Однако СКВ в тот период было перегружено новыми, очень ответственными и конструкторски трудоемкими заказами по созданию шасси под ракетные установки, поэтому дальнейшие параллельные работы по ЗИЛ-132 были прекращены. Определенную роль в принятии такого решения сыграло и то, что единственная построенная машина в сентябре 1962 г. сгорела (лопнул шланг гидроусилителя руля около раскаленного коллектора двигателя).


Читайте статью полностью - очень интересно, особенно описание результатов испытаний!
Вложения
Опытный образец ЗИЛ-132 представлял собой трехосный автомобиль 6x6 с равномерным расположением колес по базе и с жестким креплением колес к раме (без упругого элемента).
Опытный образец ЗИЛ-132 представлял собой трехосный автомобиль 6x6 с равномерным расположением колес по базе и с жестким креплением колес к раме (без упругого элемента).
Автомобиль ЗИЛ-132 на шинах 16.00-20 пересекает двухметровый ров на испытаниях 1960 г.
Автомобиль ЗИЛ-132 на шинах 16.00-20 пересекает двухметровый ров на испытаниях 1960 г.
131 альтенатива2.jpg (87.93 КБ) 2256 просмотров
При въезде на дорогу под прямым углом ЗИЛ-132 попал колесами первой и второй оси в обрывистый кювет глубиной 1,5 м, на дне которого находилась вода и глина. Колеса третьей оси были почти полностью разгружены. Автомобиль уперся передней частью днища и бампером в насыпь дороги и не мог двигаться вперед. Выйдя из кювета задним ходом, ЗИЛ-132 повторил попытку и выехал на дорогу рядом, в 4—6 м от места застревания. Гусеничный вездеход ГАЗ-47 в обоих случаях полностью терял подвижность.
При въезде на дорогу под прямым углом ЗИЛ-132 попал колесами первой и второй оси в обрывистый кювет глубиной 1,5 м, на дне которого находилась вода и глина. Колеса третьей оси были почти полностью разгружены. Автомобиль уперся передней частью днища и бампером в насыпь дороги и не мог двигаться вперед. Выйдя из кювета задним ходом, ЗИЛ-132 повторил попытку и выехал на дорогу рядом, в 4—6 м от места застревания. Гусеничный вездеход ГАЗ-47 в обоих случаях полностью терял подвижность.
131 альтенатива3.jpg (71.65 КБ) 2256 просмотров
Кинематическая схема автомобиля ЗИЛ-132:<br />1 -двигатель; 2- коробка передач; 3-карданная передача; 4-демультипликатор; 5- раздаточная коробка; 6- бортовая передача; 7-механизм блокировки дифференциала; 8 - колесная передача; 9 - шина; 10 - коробка отбора мощности; 11 - шарнир типа «Рцеппа»; 72-лебедка.
Кинематическая схема автомобиля ЗИЛ-132:
1 -двигатель; 2- коробка передач; 3-карданная передача; 4-демультипликатор; 5- раздаточная коробка; 6- бортовая передача; 7-механизм блокировки дифференциала; 8 - колесная передача; 9 - шина; 10 - коробка отбора мощности; 11 - шарнир типа «Рцеппа»; 72-лебедка.
132 кинематическая схема.jpg (48.37 КБ) 2253 просмотра
Огласит их словом истины
Аватара пользователя
Оглашенный
Специалист
Сообщения: 511
Зарегистрирован: 11 июл 2008, 14:21
Модель: STAR
Откуда: Салехард

Re: ЗИЛ 132

Сообщение Оглашенный »

Там еще много интересного, на пример, этот ЗИС-Э134
Вложения
-Э134.jpg
-Э134.jpg (62.07 КБ) 2265 просмотров
Огласит их словом истины
Аватара пользователя
Монах80
ГУРУ
Сообщения: 3906
Зарегистрирован: 25 окт 2009, 02:46
Модель: ГАЗ-66-15
Откуда: Москвобад

Re: ЗИЛ 132

Сообщение Монах80 »

Эти разработки были применены при создание зил-4972 и синей птицы
(96З)97 пять пять пять 4З Николай
Помощь в оформлении переоборудования
Только полный привод:
ГАЗ-66Б Р-142Д, ВМ-32841, ВАЗ-2121, ГАЗ-27057, УАЗ-469Б Белозор-1(76г.)
Аватара пользователя
Гость
Специалист
Сообщения: 894
Зарегистрирован: 30 июн 2005, 22:17
Модель: UNIMOG
Откуда: Москва

Re: ЗИЛ 132

Сообщение Гость »

Монах80 писал(а):Эти разработки были применены при создание зил-4972 и синей птицы

+1
Аватара пользователя
Оглашенный
Специалист
Сообщения: 511
Зарегистрирован: 11 июл 2008, 14:21
Модель: STAR
Откуда: Салехард

Re: ЗИЛ 132

Сообщение Оглашенный »

Вторая точка зрения (В.А. Грачев, Г.А. Матеров, Л.П. Дажин, Н.Е. Каледин, Л.С. Липовский, В.Б. Лаврентьев) была основана на том, что главное назначение автомобилей высокой проходимости в нашей стране - это работа на местности без дорог, состояние которых оценивалось как крайне не соответствующее уровню и, особенно, потребностям в автомобильных круглогодичных перевозках. Не без оснований предполагалось, что темпы развития дорожной сети будут серьезно отставать от потребностей народного хозяйства и Советской Армии.
При проектировании подобного автомобиля следовало использовать параметры, полученные в результате многолетних испытаний опытных и серийных автомобилей высокой проходимости.
К ним следует отнести:
- снижение удельного давления на грунт 0,4 кг/см2 за счет использования шин сверхнизкого давления большого диаметра;
- получение дорожного просвета не менее 500 мм;
- применение гладкого днища с малым лобовым углом;
- равное расположение колес по базе;
- высокую удельную мощность (не менее 20 л.с./т);
- выбор передаточных отношений в трансмиссии, обеспечивающих максимальный динамический фактор не менее 0,9 при удовлетворительной динамике;
- применение блокировки дифференциалов.

Это типичные характеристики вездеходов на шинах сверхнизкого давления, которые реализуются только сейчас, а описываемые события происходили в 1959г!
Огласит их словом истины
Аватара пользователя
Оглашенный
Специалист
Сообщения: 511
Зарегистрирован: 11 июл 2008, 14:21
Модель: STAR
Откуда: Салехард

Re: ЗИЛ 132

Сообщение Оглашенный »

Наглядная картинка принципа действия шарнира типа "Рцепа" или шарикового.
И текст из Википедии:
Наиболее распространённый сегодня шариковый ШРУС состоит из шести шариков, внешнего кольца с прорезями под шарики, внутреннего кольца с прорезями для шариков, которое соединяется с приводным валом шлицевым соединением, и сепаратора, удерживающего шарики.
Эта система требует обильной и постоянной смазки, не терпит грязи и становится более хрупкой при больших углах поворота.
Вложения
.jpg
.jpg (66.7 КБ) 2132 просмотра
Огласит их словом истины
Ответить

Вернуться в «ЗиЛ»